Блог

Лес.Москва. Смена декораций

Лес.Москва. Смена декораций

Когда в моей жизни мало "Леса", я его себе придумываю.

Вспоминая о встречах, разговорах и эмоциях, людях, предметах и маленьких чудесах.

Сегодня хочется немного рассказать о последнем.

Людях, предметах и маленьких чудесах.

В декабре 2022-го "Лес" отправился на первые масштабные гастроли в Москву.

Это кажется важным жестом возвращения и благодарности - проект, вдохновленный творчеством Владимира Бибихина приезжает поделиться ценным, переосмыслением его творчества.

Приезжает в места силы разных поколений, в знаменитое Переделкино, в театр имени Пушкина или центр Воознесенского, на почти конспиративные квартиры к художникам и перформерам настоящего, а главное - в МГУ, в ту самую аудиторию, где когда-то читал лекции Владимир Вениаминович.

Для меня тот выезд был маленьким приключением.

И поводом увидеть, как изменятся знакомые истории в новом антураже и с новым зрителем, потому что для камерных и разбивающих четвертую стену лесных спектаклей очень важен зритель и его настроение.


Первое воспоминание о той московской поездке - Оля Иванникова.

Администратор Любимовки, которая стала гостеприимной хозяйкой на московских лесных показах, а сегодня уже выпустила свой собственный спектакль "Лес.Дата".

Полная энергии, свободы, любви к делу и искусству - пожалуй, лучшего проводникав лесной мир сложно представить.

А дальше - театр имени Пушкина, созданный на месте бывшего Камерного театра Александра Таирова и Вера Федоровна Комиссаржевская, приехавшая в гости к Алисе Георгиевне Коонен.

Небольшой особняк с красивой дверью из чёрного дерева еще в начале 20 века приглянулся Алисе Георгиевне.

"По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нём «что-то есть», и, подойдя к двери, решительно позвонил… Таинственный особняк принадлежал трём братьям Паршиным. Четыре зала, идущие анфиладой, не годятся, чтобы сделать театр… Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра", писала она позже в воспоминаниях.

Здесь как будто нет имперского пафоса и величественной красоты театра Комиссаржевской, родного для "Лес.Актрисы", но есть широкие и просторные залы с выскими потолками и окнами и красными бархатными шторами. У Кристины Токаревой появляется чуть больше пространства и водуха для размышления о театре и актерской профессии.

Удивительно, но для меня этот показ ассоциируется с суетой и страхами.

С блужданиями и поисками нового места, театра имени Пушкина.

С попытками фотофиксации на цифру (провалившимися) и на пленку (остался всего один кадр, после чего я решил, что напугаю других зрителей своей вспышкой) и рефлексиями на эту тему.

С внутренней суетой, максимально противоположной театру и разрушающей его.

Со спасением, пришедшим в лице супруги Владимира Бибихина Ольги Евгеньевны Лебедевой, будто вернувшей меня к себе и изменившей внутренние ритмы.

И в итоге "Лес" побеждает, он берёт твоё внимание. Ты растворяешься в истории другого, не принимаешь, а именно отдаешь, открываешь сердце. Он не терпит суеты или равнодушия или отвлечения, здесь важно каждое слово или жест. Потому что никогда не знаешь, что отзовётся в тебе.

Бывают события, случающиеся на первый взгляд невовремя. К ним готовишься, их ждёшь и ждёшь может быть настолько сильно, что сам факт ожидания, пути, произошедших перепетий и неожиданных поворотов до него перевешивает ощущения от самого события и встречи. Бешенный ритм движения, дыхания, сердцебиения, даже речи чреват скомканными, отрывистыми воспоминаниями. А потом случается встреча. Та самая, которую ты будешь вспоминать спустя годы.
На следующий день была Ангелина. Один из любимых и родных спектаклей, который попадает в самое сердце.

Про любовь и жестокость, путь и остановку, признание и поиск своего, многогранность и мозаичность. Из чего же на самом деле мы состоим, из скольких иногда противоположных по цвету и фактуре лоскутков может быть соткано это одеяло под названием "русский человек". Ощущаешь это только когда видишь Льва Рубинштейна, с интересом слушающего творчество Михаила Круга и они, находившиеся в разных частях твоего подсознания и никогда ранее не сталкивавшиеся, вдруг встречаются в реальности.



"Лес" можно любить хотя бы за возможность растворения в чужой истории и вступления в диалог, иногда внутренний, но при этом максимально открытый, честный, бескомпромиссный, до слез смешной и полный боли - и почти такой как стендап Ангелины.

А еще за ощущения узнавания "своего", много раз летавшего в сознании, проскакивавшего где-то рядом, но впервые сформулированного вот так чётко и точно человеком, который рядом или Владимиром Бибихиным, звучащим из его уст так своевременно и современно. И за тепло своих, думающих, как ты, переживающих то же, что и ты. И за фразу и цитаты, которые ты запоминаешь и несешь с собой через время и мечтаешь услышать снова.

Ради встреч с людьми, словами, мыслями, а иногда и вещами можно путешествовать вместе с Лесом и никогда не уставать от него, каждый раз приоткрывая что-то новое.
В Дневниках, игравшихся в Москве, важнейшей частью атмосферы стало место.

Почти конспиративная квартира, встречающая гостей звонким лаем собака, деревянные стулья и диваны, красные стены, плитка и массивные черные двери. Три актрисы. Тишина. Сосредоточенная, "рабочая".

Внимающая и создающая. Погружение в себя, тот самый внутренний диалог. Что я сегодня? Что сегодня? Из чего я состою? И главное ли это в принципе. Кто или что рядом?

Что (или кого) я люблю?

Во многих лесных спектаклях похожими вопросами вслед за Владимиром Бибихиным задавались в первую очередь авторы.

А в Дневниках такая важная и очень театральная возможность дать ответ "здесь и сейчас" дана зрителю. Кажется, она может позволить не просто замедлить ритм, а обратить взор внутрь. Вернуться из мира, который мы, увы, не можем изменить, в огромный, необъятный и готовый к перестройкам или исследованиям собственный внутренний мир.

"Лес" - это шанс немного разложить себя по полочкам или открыть новое и ценное. Благодаря "Грибам" увидеть удивительные мистические образы и ассоциации, вместе с "Ожиданием" попробовать вернуться немного в прошлое, нежное и лиричное, остановиться в моменте и переосмыслить может быть конкретную секунду, на "Книге" сначала ощутить себя полным дураком, но постепенно совместными усилиями, находясь в диалоге с авторами, размотать клубок отсылок и мыслей, на "Лес.Лекции" задуматься об особенностях времени…

Удивительно осознавать, что больше не сможешь увидеть некоторые Лесные спектакли (какие-то прошли всего несколько раз и остались лишь в эмоциях и рассказах, на что-то обидно не успел..)

Удивительно ощущать, что спустя год я не помню или не могу объяснить словами зрительские ощущения от спектакля.

Но хорошо помню то, что было вокруг.

Людей (и собаку!), без которых невозможно представить тот лес.

Дорогу, поиски места.

Площадки и по-новогоднему украшенный в начале декабря город.

Наверное, ощущения от театра следует все же фиксировать сразу.

Текст Даниила Храмцова
Фото Евы Пчёлкиной и Даниила Храмцова
Made on
Tilda