Блог

Лес.Болото. Не увязнуть в смыслах

Лес. Болото. Не увязнуть в смыслах.

Одна из основных проблем погружения в творчество Владимира Бибихина для неподготовленного читателя (да что уж там, иногда и для подготовленного тоже) -в них очень легко заблудиться. Вроде бы ты уловил мысль и увязался за ней, она показалась даже знакомой, ты в душе согласился с тем, что поэт равен священнику, а тут же, за поворотом страницы, может быть в следующем предложении, возникают вдруг древние греки , немецкие или русские философы рубежа веков и приходится возвращаться и перечитывать, чтобы достроить в голове логическую цепочку.

И, кажется, сложно придумать лучшее чем заповедник «Сестрорецкое болото» место для читки отрывков из произведений Владимира Вениаминовича и погружения в атмосферу медленного понимания или увязания в смыслах. Здесь можно заблудиться уже на платформе «Белоостров» потому что электричка неожиданно приходит не на тот путь, на который прибывала во время репетиций и прогонов. Даже электропоезда могут подвести городского жителя и поставить его перед необходимостью поиска своих.

Что вообще такое болото?
Как оно контактирует с лесом?
А с человеком?
Говорят, что на севере таежной зоны болото постепенно захватывают лесные территории, а на юге наоборот леса побеждают болота. Учёные ещё в 1920-х советские учёные переживали за судьбы лесов Псковской области, заметив, что болотный мох душит всё подряд: целой полосой стояли сухие ели, осины, берёзы...
Мы привыкли воспринимать болото как что-то затягивающее, вязкое, опасное для всего вокруг и для неподготовленного человека, рискнувшего зайти на их территорию. А как приручить его, найдя себе место на территории природного заповедника и попробовать погрузиться в размышления о человеке, мире, поэзии или свободе? Именно это и попробовали сделать автор идеи Марина Абаджева, продюссер Дария Романенко и чтецы Алёна Агеева, Марина Белкина, Надежда Никитина, Элина Суфьянова, Полина Диндиенко, Антонина Морозова, Валерия Ратникова, Светлана Афонина и Наталья Бровкина.
Болото начинает работать заранее, даже если до него минут сорок пути мимо, кажется, заброшенных иногда огородов и припаркованных машин. Пешеходов встречается довольно мало. Их часто обгоняют и прижимают к обочине автомобилисты.

Наконец, путь пройден, всем для успешного ориентирования на территории выдали карты и маяки-шишки и каждый начинает свое путешествие по Болоту.

Здесь можно услышать голоса чтецов, а можно их и не заметить. Можно сойти с тропы и всеми силами пытаться вернуться, искать своих хотя бы визуально, заговаривать и пробовать проходить путь совместно.

Первое время страшно. Благоустроенная деревянная дорога раздваивается, разделяется на множество тропок, на полянках сидят туристы , парами, группами. Прислушиваешься. Нет, знакомых фраз или хотя бы чего-то похожего на философские рассуждения здесь нет. Хотя зашел, кажется, уже глубоко в лес. Хочется двое развернуться и пойти обратно, может быть, начать путь заново.

Ищешь своих. По шишкам-маякам, по лицам. Разговариваешь. Нет, блуждаешь ты тут не один.

Вдруг знакомое лицо и гитара. Мережковский, Окуджава и … Бибихин. Они с нами, и благодаря им есть ощущение, что тропа найдена. Кто же такой поэт? Провидец и пророк? Священник? Поэт иногда честнее историка реагирует на то, что происходит с миром. Лирика вернее погружает в атмосферу времени чем, может быть, и летопись. В словах поэта иногда вся народная боль.
А вот рядом на поляне девушка в который раз пытается заново прочитать и осознать, переосмыслить сложное место. Боишься шелохнуться, чтобы не разрушить тишину и настрой. Но это очень живописно и в итоге звучит щелчок камеры, передвигающий кадры на пленке. Хорошо, что не работает вспышка.

Дальше путь по деревянному мосту вдоль болота и удивительное откровение: вот здесь, в заповеднике, где по обе стороны на горизонте или лес, или болото, в пейзаж вдруг врывается очень узнаваемое индустриальное здание, как будто нарушающее атмосферу и тишину этого мира.

Мир приходит неслышно; чтобы расслышать его, надо услышать тишину. Тогда мы вдруг начинаем слышать голоса всех вещей как бы издали; они словно приходят в согласие. Мир не кроме вещей, но он и не вещь и не имеет гóлоса среди других голосов; он заколдованное и завораживающее со-гласие, такое, которого среди голосов мира не бывает

Владимир Бибихин, "Мир"
Самое удивительное и прекрасное в философии -узнавание. Вот эту цитату или мысль я помню, она звучала в спектакле, эта прочитана и осознана и даже близка, а вот здесь… нет, этого я понять не могу и надо вернутся назад. Как же приятно слышать знакомые или недавно прочитанные тексты! О свободе и несвободе, выборе, о чем-то "предписанном" заранее и о собственной воле и выборе. Насколько мой выбор является действительно моим, а не "пришедшим" , "сделанным за меня"? Не иллюзорен ли он на самом деле? Здесь, на болоте, я как ни странно ощущая свою полную свободу. Я могу свернуть куда хочу, на любую тропу и сам должен отвечать за последствия своего решения.

И также неожиданно попасть в ловушку, потому что иду слишком уверенно. Это почти как с текстом, когда решил, что ты его понял, а он вдруг сделал удивительный зигзаг. А можно заблудиться в трёх соснах, слишком сильно поверив в себя и снова отправиться на поиск своих. Вот эти люди идут уверенно, значит, знают, куда идут. Если заблудился - нужно найти в себе смелость довериться другим, даже малознакомым, если никого близкого рядом нет. Вместе завязнуть в болоте не так страшно.

Во время пути мои ботинки промокли и таки немного походили по болоту, но это не страшно. Я счастлив и снова вижу дорогу и чтецов. Я рад видеть знакомых людей и машу им, они машут в ответ. Надеюсь, это не слишком сильно разрушает канву читки. Четвертой стены здесь нет. Здесь вообще нет стен.

Я восхищаюсь людьми, рискнувшими выйти из своей зоны комфорта и попробовать продираться сквозь дебри текстов и смыслов под пристальными взглядами незнакомых иногда людей, возможно, просто проходящих мимо туристов. Включенность чтецов, сосредоточенность на материале на протяжении почти трех часов - это одно из главных удивлений. Каждый из тех, кто решил окунуться в это неожиданное предприятие, решает задачу по-своему. Кто-то через диалог со зрителем, кто-то сознательно отстраняется и погружается в текст , кто-то присутствует в виде аудиозаписи и штрих-кода, висящего на сосне…

Но всех их объединяет увлеченность и желание следовать за мыслью даже когда она петляет и извивается как обманчивая лесная тропинка.
Made on
Tilda