Блог

Лес.Застолье. Встреча, излучающая тепло

Фото Димы Мосейко со спектакля «Лес. Застолье». 15.04.22, общественные мастерские «Ангар»


Лес. Застолье. Встреча, излучающая тепло



«Радикально гостеприимный театр»
Из отзыва Олеси Казаковой
Если бы меня попросили одним словом описать, что такое Лес. Застолье, я бы ответил, что это встреча.
И для гостей, и для куратора-администратора, и для актёра.
Каждый пришедший сюда даже на пару часов оказывается в месте, где ему рады и в котором он важен, хотя он может видеть своих собеседников в первый раз в жизни.
Кстати, здесь не говорят слова «спектакль» и «зритель» — только «застолье» и «гость».
Возможно, именно поэтому все с первого шага чувствуют себя как дома и вспоминают свои семейные традиции или любимые десерты.
Но за всем этим стоит огромная подготовительная работа.
Автор и куратор, две Саши, Никитина и Евлашкина, кроме участия в творческом процессе каждый день решали с новые задачи для подготовки: съездить на Уделку за реквизитом или забрать костюмы, сделать примерку, вернуть неподошедшее или найти новый вариант, собрать всех участников и напомнить им о важных мелочах (что иногда тоже непросто, потому что актёров в спектакле 12), написать райдер и провести согласования с площадками, съездить и посмотреть их вживую и ещё много-много всего…
Вместе с художником — постановщиком Оганесом Айрапетяном был разработан цветовой стиль и подобраны костюмы, иногда так напоминающие образы героев Уэса Андерсона, куплены сервизы, столовые приборы, скатерти и салфетки, появился даже абажур.

Оформление спектакля «Лес. Застолье». Фото Варвары Костериной. Предпоказ, 2.12.2021.


Параллельно команда погружалась в философский текст Владимира Бибихина, чтобы выцепить в нём что-то про себя. И иногда даже в названиях глав находила цитаты, в которых хранился ключ к их историям.
Так родились темы и вопросы, которые легко и ненавязчиво поднимаются на Застолье.
Можно ли устроить праздник без причины?
Где моё место силы и что это вообще такое?
Способен ли человек управлять временем?
Предметы рассказывают истории?
Кто для меня свои люди?
Изначально встречи проходили в рамках лаборатории центра «Антон тут рядом» весной 2021 года и не имели отношения к проекту- грибнице «Лес». Основу обсуждений составляли личные воспоминания или любимые вещи участников, то, что им было ценно и дорого. И философия Владимира Бибихина неожиданно стала важным связующим звеном и поставила перед авторами вопросы, которые отозвались в сердцах.
Ещё одной особенностью спектакля является то, что это по сути театр горожан, то есть, его участники являются непрофессиональными актерами, к которых есть своя профессия. Например, Алёна Сковородникова работает экономистом, Евгения Деменцова — психологом, а Даниил Храмцов занимается банковским программным обеспечением…

Участница спектакля «Лес. Застолье» Алёна Сковородникова. Фото Варвары Костериной. Предпоказ, 2 декабря 2021 года


А после случились встречи и разговоры, обсуждения. Искались ответы, приносились ценные для участников вещи, ставшие артефактами и оказавшиеся частью пространства — рисунки, игрушки, часы, открытки…
И пришло понимание — каждый важен и нужен. И человек, и предмет, и история.
Благодаря драматургу Элине Петровой личные воспоминания, рассуждения на философские темы, стихи, песни и даже пьесы объединились в плавно перетекающий от одного к другому разговорный поток.
Например, сразу после обсуждения рецепта оливье можно поиграть и помечтать о том, какой выпечкой ты бы хотел быть сегодня или переосмыслить
отношения человека и времени под звуки пианино.


Самый главный ключ Застолья — в его лёгкости и искренности.


Актёры получают удовольствие от происходящего, ценят текущий момент и учатся подстраиваться под обстоятельства — может произойти всё, что угодно: гость имеет полное право долго молчать или наоборот активно участвовать в процессе с первого шага, партнёр — импровизировать, реквизит — расcыпаться в руках или проливаться.
Кстати, пространство и его наполнение — очень важная составная часть этих встреч .
Для такой необычной истории требуется особое место.
Первые показы проходили в Цоколе Синтеза Искусств, который открыли молодые петербургские художники. Цокольное помещение, состоящее из нескольких достаточно просторных комнат, в одной из которых стояло даже пианино, довольно быстро трансформировалось в уютный и гостеприимный дом.


Развешивались карты, рисунки, полароидные снимки, сдвигались столы, расставлялась посуда и кипели самовары, дымились испеченные утром пироги, с приготовления которых начинается день для участников показа.


И к шести часам вечера всё готово к встрече гостей.
А потом бывает разное.
Игры, размышления на философские темы, разговоры и воспоминания, чай и пироги, песни, загаданные желания, написанные и прочитанные письма…
И заканчивается встреча одним очень важным и и ценным ритуалом — кадром, пойманным пленочной камерой.
Для меня Лес. Застолье — это встреча, которой могло не случиться и я счастлив от того, что она случилась.

Участники и гости Застолья. Фото Даниила Храмцова. 4.12.2021



ЛЕС. ЗАСТОЛЬЕ
Автор: Саша Никитина
Кураторы: Александра Евлашкина, Анастасия Бабаева
Художник: Оганес Айрапетян
Драматург: Элина Петрова
Дизайнер: Мария Павлова
Художественный руководитель проекта «Лес»: Борис Павлович
Актеры: Мария Павловна, Антон Алексеев, Даниил Храмцов, Светлана Афонина, Арсений Николаев, Алёна Сковородникова, Александр Другов, Евгения Деменцова, Дмитрий Кавин, Александра Евлашкина, Евгений Зверев, Илья Евдаков, Алексей Анисимов
Партнёры спектакля: Благотворительный фонд «Антон тут Рядом»
Благотворительный фонд «Альма Матер»
Благотворительные магазины «Спасибо!»
Пространство «Триглинки»
"ЛЕС" - театральная экосистема, состоящая из 13 спектаклей, вдохновленных трудами русского философа В. В. Бибихина (1938−2004).
Совместный проект Бориса Павловича, Социально-Художественного театра- «Театра СХТ», театральной компании «Разговоры» Фонда «Альма Матер» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
http://les-bibihin.ru

Купить билет
Автор статьи— участник «Лес. Застолья» Даниил Храмцов
Made on
Tilda