Блог

Лес.Москва. Новый взгляд на лесное многообразие

Новый взгляд на Лесное многообразие

Не заблудиться в дебрях.

Это, может быть, главное, чего я желаю себе, оказавшись на Лесном спектакле. Иногда получается и ты как будто выхватываешь что-то ценное для себя в этой сложнопростроенной логике Владимира Бибихина или узнаешь прочитанное/услышанное ранее. Узнавание в Лесу - вообще самый увлекательный процесс, именно узнавание пересечений. Вот это было здесь и вдруг та же фраза заиграла совершенно новыми красками в другой интерпретации. Или вдруг откликнулось то, что слышал давно, но будто не обращал внимание. “Лес” - это не только очень личные, но и очень “сегодняшние” истории. Иногда чтобы они откликнулись - должно очень многое совпасть.

Есть вещи, которые попадают в меня, кажется, почти всегда. Ирония и душевность Ангелины Засенцевой, простая и очень личная история, вдруг пересекающаяся с чем-то далеким, всеобщим и немного страшным из-за неопределенности. О том, что незаметно рядом. У меня так не было, но я точно знаю, что или в соседнем подъезде, или в нашем доме, в крайнем случае - на улице через дорогу было именно так или очень похоже. И это огромный труд - принять, попробовать полюбить такой мир и найти в себе смелость попробовать в нем разобраться.

После подобных спектаклей идешь по незнакомому заснеженном городу со светлой грустью в душе - как будто встретил давнего знакомого, посидел и поговорил, а может быть просто послушал, наполнился его историями и настроением и сейчас самое главное - не расплескать, сохранить вот это творческое, светлое начало в себе.
Как будто о другом Лес.Дневники. С одной стороны, тоже о любви, которая может стать испытанием и большой нелюбовью, а с другой - его внимание направлено скорее не на прошлое или “путь”, а на меня сейчас, в текущей точке и даже немного в будущее. Хотя есть там и старые дневники, но этот спектакль уникален тем, что пробует подчинить себе любое пространство здесь и сейчас - и зал в старинном особняке, и комнату в квартире, и площадки под открытым небом, и классическую театральную сцену - и везде смотрится как влитой. Тот случай, когда очень хорошо играют акценты, на театральной площадке вдруг стала проявляться геометрическая форма - позы, расположение мест или траектории, по которым движутся актрисы. Как будто бы сместилось внимание с того, что вовне и происходит вокруг на то, что внутри тебя, пространства, дня. Стало еще больше личного, душевного, настоящего. Исчезло из моих личных дневников то, что попадало туда потому что было рядом - например, смирно сидящая собака или красивый парк. Добавилось ощущение себя в сегодня. Добавилось восхищение красотой формы, которой не нужны дополнительные краски и декорации. Добавились жизнь и воздух, краткие и емкие цитаты Льва Николаевича и искренний диалог со зрителем. Было тепло, свободно и очень по-настоящему.
Два московских спектакля стали для меня открытием.

Совершенно разные по настроению, формату, структуре, они как ни странно разными способами достигают примерно одинакового результата - заставляют тебя задумываться, сомневаться и искать ответ внутри себя.

“Лес.Трактат” Александра Плотникова Бориса Алексеева захватывает в бешенный ритм с первой секунды и практически не дает передохнуть. Борис мгновенно переключает образы, ориентируется в пространстве и тексте, успевает вести диалог с залом (всегда страшно вмешиваться и ломать четвертую стену, но отвечать ему хочется очень). Здесь и Людвиг Витгенштейн, немецкий гений, опубликовавший при жизни всего одно произведении, и переводивший его Владимир Бибихин, и сам актер Борис Алексеев, пытающийся разобраться в себе… Очень сложно понять, где, в какую секунду, заканчивается театр и начинается жизнь - и начинается ли она вообще, где образ, а где человек, а вернее, где роль и написанные слова, а где его собственные мысли, здесь и сейчас, может ли вообще актер на сцене говорить своим голосом.

Столько вопросов, связанных не только с театром, но и с повседневной жизнью, возникают из-за удивительного ритма, почти безостановочного бега на длинную дистанцию, бесшовно склеенного текста. Иногда становится страшно. Ты узнаешь себя, как будто видишь в зеркале. Ты, наверное, вот также машешь руками и горишь изнутри, когда пытаешься рассказать о чем-то важном для себя.

Также думаешь о том, когда же настоящий. Также изображаешь, а не существуешь. НЕ можешь уверенно ответить на простой вопрос (например, одним словом сказать, какого цвета стул). Не можешь почувствовать, испытать чужую боль. И от всего этого остается только кричать - а ведь философия это, кажется, крик.

Говорят, что театр - это пространство общей боли.

А еще на удивление театр - это пространство, чтобы выкричаться - не обязательно услышав другого, даже часто не дав этого сказать что-то в ответ.

Другой может попробовать осознать и переосмыслить твой крик. Как умеет.
И совсем другой - тихий, интимный - спектакль Ольги Иванниковой “Лес.Дата”.

Вечер, в который у тебя есть уникальная возможность познакомиться с совершенно разными людьми. Каждый из них, как и ты, приглашен на день рождения.

Вы заполняете анкеты, вспоминаете любимые или долгожданные подарки, пробуете торты или печенье, рассматриваете старые альбомы и как будто окунаетесь в детство. Где хорошо, светло, иногда очень весело, все друг друга знают или хотя бы имеют общих знакомых и точки пересечения, не страшно делиться личным и сокровенным, не страшно быть собой - живым, настоящим, сопереживающим, смеющимся до слез или смахивающим слезу умиления.

Могут возникнуть вопросы - а при чем здесь собственно Бибихин?

Иногда кажется, что он присутствует скорее незаметно, опосредованно. Вслушивается и всматривается вместе с тобой в другого, находит связи, структурирует, собирает…

Как это работает -совершенно непонятно, но некоторые вещи просто случаются вовремя, без предварительного сговора. Просто случаются. Потому что должны были это сделать.

В этом есть огромный риск. Может не случиться - и тогда потеряется магия.

Авторка Оля Иванникова берет на себя большую ответственность за создание атмосферы и поиск того самого общего между собой и зрителем, зрителя друг с другом, «точки сбора». Так радостно и ценно , когда получается и твой мир становится чуть шире и светлее.
Мир “Леса” невероятно многообразен и очень личен. Наверное, лучшей ассоциацией тут будет связь с переводом. Какой перевод ценнее - более близкий к оригиналу, красиво устроенный и звучащий на новом языке, учитывающий основные нюансы?

Все они будут разными, хотя имеют в качестве первоисточника одну и ту же фразу.

Трудно представить - но одна прочитанная фраза может зародить в актере или режиссере идею спектакля.

А у другого автора та же фраза прозвучит совсем по-иному.

Совершенно разные по характеру, стилю, опыту люди объединяются вместе, чтобы исследовать себя или мир. Кричат, поют, рассказывают истории из жизни, задумываются и держат паузу, вдруг вспоминают сокровенное… Но самое может быть главное. Каждый раз ищут ответы. Каждый раз заново.

Текст и фото Даниила Храмцова
Made on
Tilda