Блог

Лес для дураков. Путешествие на птичьих лапках.

Лес для дураков. Путешествие на птичьих лапках.

… Секретная квартира в центре, 2 домофона и встречающий в полутьме администратор. Спектакль “Лес для дураков” манит и притягивает с первого взгляда. Кажется, что здесь всё совсем не то, чем кажется на первый взгляд. Вот и маленький детский стульчик только сначала смотрится инородным телом рядом с двумя пнями. Нва нём тоже уточнение “Пень”.

Первое время осматриваешься и привыкаешь к пространству.

Вот плотные задёрнутые шторы - почти кулисы. Вот настольная лампа на полу перед ними - здесь вообще много разных ламп и кулис, это станет ясно потом.

Вот мягкие кресла, в углу у окон, на которых очень удобно сидеть, но не получится наблюдать за магией.

А происходит, вероятно, и правда маленькая магия.

Магия предмета, когда из ничего рождается всё. Магия слова, когда объединяется несочетаемое. Магия создаваемых образов, в которой простые вещи обретают множественные значения.
Авторы спектакля, Наталия Губанова и Яна Звездочетова сравнивают зрителя с наблюдателем в террариуме и это, кажется, очень точное определение.

Мы действительно как будто смотрим из-за стекла за происходящем в ином мире. Иногда милом, иногда сумасшедшем, иногда невероятно точном, но очень изобретательном в своём выражении.

Здесь можно увидеть безумные танцы с насекомыми как будто из окна дома напротив, подумать вдруг о том, как же видит усадьбу собака Льва Толстого или посмеяться с этюдов о взаимоотношениях Бибихина, “Леса” и читателя.

“Лес для дураков”, возможно, один из самых неожиданных спектаклей грибницы потому что он придуман и сделан с использованием методов театра предмета/театра кукол, что в сочетании с почти клоунскими образами придаёт удивительную стилистику и атмосферу происходящему. Ты не до конца понимаешь, что ждёт тебя в следующую секунду, что вообще происходит в этом таинственном мире, где за миг может измениться настроение и форма разговора.

Мы слышим птичьи трели и рассказы о том, кому какой голос принадлежит. Переживаем и сопереживаем, хоть и наблюдатели, за птицу, потерявшую ценную вещь и не обнаружившую её в своём гнёздышке. Смеёмся и умиляемся, глядя на неожиданных обитателей леса. Верим, что у них всё будет хорошо, как бы странно на первый взгляд они себя не вели.

Здесь даже неодушевленные деревья и камни как будто обретают слово и пытаются с нами заговорить. Земля - то, что остается после живого, камни - её кости как немой (обычно) символ смирения. Здесь вообще на удивление много религиозных отсылок на отношения к Богу, к смерти - целая притча о плотнике, хоть и не бибихинская, но смотрится очень органично. Лес, все его обитатели напоминают нам о быстротечности жизни, месте человека на кресте и ответственности выбора. Может быть, это сигнал - вот в том, настоящем, не забитом суетой и тревогами мире, имеющем может быть большую связь с создателем, чем мы, всё устроено как будто вернее и честнее. Нет предательства и обмана, существуют любовь, милосердие и поддержка. Или мне просто очень хочется в это верить.

И как же мозаично, коллажно выстроена структура спектакля. Он соткан из на первый взгляд несовместимого: есть здесь и тексты Бибихина с размышлениями о птицах, строящих свое гнездо, чтобы обязательно туда вернуться или подражающих звёздам через строй косяка, и вдруг цитаты из “Школы для дураков” Саши Соколова тоже ведь неожиданно склеенной из фрагментов и обрывков, связанных невидимой нитью, и почти кукольные этюды.

Поражаешься, сколько же можно найти переплетений, иногда совершенно неочевидных на первый взгляд, с творчеством Бибихина. Как из размышлений о птицах, найденных в книге “Лес” вдруг вырастает идея рассказать историю от лица обитателей леса. Радуешься разнообразию взглядов и подходов и боишься упустить каждое движение.
Открываются все новые бархатные шторы-кулисы, за кем-то ты наблюдаешь совсем издалека, кто-то очень смел и не боится подойти поближе, актрисы и правда существуют как будто “на птичьих лапках” - иногда нежно и трепетно, едва касаясь земли/пола, перемещаются по пространству, отойдя дальше и получая может быть больше свободы и уверенности ускоряются, резко меняя ритм.

Каждое существо находит своё место и свой ритм существования, свой дом. Будь это беспредельный лес, маленькое птичье гнездо, травинка или болото.

В конце обязательно будет спасение и свет. Даже если ты превратишься в камень и через тебя будут переступать, чтобы выбраться из леса. Ценно всё. Каждая веточка, каждый ещё только прорастающий из земли цветок, каждый маленький камешек, букашка или самая маленькая и неслышная птичка.

“Мир не переменишь, но его можно создать”, говорил Владимир Бибихин.

В “Лесу” мирно существуют рядом удивительные по своей разности миры. Они имеют в основе одни и те же исходники, но смотрят как будто бы с разных углов зрения. В этом и прелесть грибницы - каждый автор приносит своё видение принципов построения мира и свой язык, своё “Я”. Каждый раз можно узнать и услышать новое, даже если сталкивались с этими мыслями/текстами ранее. Но так устроены лесные тропинки - никогда не знаешь, куда она тебя выведет.
Made on
Tilda