Блог

Лес.Дневники. Несколько часов в Ясной Поляне

Лес.Дневники. Несколько часов в Ясной Поляне

Лев Николаевич и Софья Андреевна Толстая прожили вместе почти 50 лет, родили 13 детей, 5 из которых умерли в раннем возрасте, большую часть жизни провели в Ясной Поляне (где Софья Андреевна управляла делами и вела быт), а еще оба почти все это время ежедневно вели дневники.

Они максимально честно говорили там о себе, своих ощущениях, мире любимом или вернее “навидимом”, о мечтах или о том, какими они запомнили этот день. А еще о том, какими они запомнили себя. Многие записи и цитаты из дневников Толстого стали очень популярными в современном мире и как будто ими уже мало кого можно удивить, но авторы спектакля “Лес.Дневники” вместе с Владимиром Бибихиным решили посмотреть на них с другого угла и попробовать понять, каково это на самом деле писать “Дневник сего дня” по Толстому.

В июле 2022-го года в родовом имении Ясная Поляна под Тулой проходил традиционный фестиваль “Толстой”, в котором участвуют спектакли, посвященные жизни и творчеству Льва Николаевича, проходят концерты и перформансы, игры. На 3 дня территория усадьбы, даже самые потаенные и далекие уголки, становятся открытыми для актеров и зрителей: спектакль может случиться в роще, на тропинке, на больше поляне, в шатре, если идет дождь или даже в сарае или бывшей конюшне.

За несколько месяцев до фестиваля отобранные экспертами авторы, режиссеры и перформеры, приезжают в Ясную Поляну, знакомятся ближе с пространством, историей усадьбы, узнают милые и ценные подробности биографий, выбирают локацию для будущих показов и просто вдохновляются местным колоритом, бескрайними полями и прогулками. Именно так благодаря приглашению команды фестиваля в усадьбе оказались режиссер Борис Павлович и художник Ольга Павлович, актрисы Ангелина Засенцева, Анастасия Пронина и Кристина Токарева и супруга Владимира Бибихина, редактор его книг Ольга Лебедева.
О том, что Лев Николаевич прятал свои дневники от жены в сапоге и брал их с собой, уходя на прогулку. В импровизированном зале (на поляне недалеко от могилы великого русского писателя или в усадьбе Алексея Николаевич Толстого, в обычной квартире или старинном особняке) рядом с каждым зрительским местом расположены красные сапоги разного фасона и размера, внутри каждого припрятаны дневник и ручка для записей.

На лесных спектаклях зрители часто пишут или даже рисуют, фиксируя происходящее в специальных тетрадях, которые путешествуют между площадками и дают уникальную возможность ознакомиться с тем, что говорили об этой (а может быть и совсем другой части Леса) раньше. Но у Дневников ситуация особая и каждый участник имеет возможность забрать зафиксированный портрет этого дня с собой. Здесь очень важно погружение в себя и свои мысли, попытка сосредоточения хотя бы на короткий промежуток времени. Лев Толстой говорил, что писать нужно в первую очередь для себя, а потому быть максимально честным и откровенным в фиксации. Что со мной сейчас происходит, что я ощущаю. Нельзя бояться или стыдиться собственного плохого настроения, лени или неудавшихся дел, несбывшихся планов
.

Кстати, Лев Николаевич очень любил расписание и вносил в него время для написания дневников (время для себя) и это четко отражено в структуре спектакля. Тут тоже существует некое расписание, список событий, дел, без которых этот вечер не случиться. Есть, например, время для смены оптики или для первой записи в дневнике. Каждому событию выделено определенное время, фиксируется, во сколько начинается спектакль, во сколько произошел переход к каждой части. Журналист Мария Крашенинникова-Хайт сравнивала “Лес.Дневники” с семинаром, по сути мастер-классом. Есть и теоретическая часть, и примеры, и практические задания для выполнения.

А еще здесь на удивление по-театральному тихо и полифонично одновременно.

Мы слышим не только мужской голос Льва Николаевича, иногда жалующийся на свою супругу или Владимира Бибихина, анализирующего дневники великого писателя, но и голос его супруги Софьи Андреевны, а также голоса актрис-авторов спектакля, откликающиеся на его размышления.

Например, Кристина Токарева очень переживает, что она как будто не вписана, “не встроена” в этот мир, не соответствует расписанию и жизненному графику - а такой график вообще существует? Ангелина Засенцева смело делится отрывками своих дневников, размышляя о том, какой она видела себя во взрослом возрасте много лет назад и открывает для себя нового Толстого - человека со всеми его слабостями.

При этом, пространство спектакля остается очень нежным вне зависимости от того, где и при каких обстоятельствах пишутся эти дневники. Держат ритм актрисы, чередуя задушевные разговоры, философские размышления и тишину с веселыми комментариями/замечаниями. Задумываются и стараются не мешать друг другу зрители. Затихает огромный лабрадор в московской квартире, лишь пару раз поддакивая или комментируя, затихает как будто природа - слышно только шуршание ручек о бумагу на поляне перед особняком, останавливается на эти мгновения мир - каждый пробует максимально честно зафиксировать сегодняшний день.
Неожиданно может произойти и смена формата и рассуждение, неторопливый разговор превратится в настоящий домашний театр с перевоплощениями, гримом, милыми и смешными персонажами - мужиком, лошадью и пчелой. И даже это не будет выбиваться из общей канвы теплых и уютных философских посиделок.

Одна из удивительных вещей, которая случается при просмотре - деконструкция образа классика, узнавание Льва Николаевича и Софьи Андреевны не как великого писателя и его супруги, а как обычных людей. Любящих, ссорящихся, сомневающихся, неуверенных, иногда раздражительных, иногда ласковых, обожающих порядок или график или утомленных от бытовых забот. Неожиданно у зрителя появляется шанс побывать в шкуре Льва Толстого, подумать, что бы он написал о сегодняшнем дне, на что обратил внимание и о чем бы умолчал, а самое главное - прислушаться к себе, своим внутренним ощущениям. В нашем сумасшедшем ритме, подчиненном жесткому расписанию, мы иногда забываем замедлиться и задуматься о важном, задать себе верные вопросы и попробовать честно на них ответить. Мы забываем, что на то, чтобы “побыть при себе”, отойти от любых социальных контактов и даже от мыслей о происходящем извне тоже требуется время, пусть небольшое, хотя бы 10-15 минут в день, но привычка не просто подводить итоги, а осмыслять как будто свое состояние, фиксировать мелочи, на которые обратили внимание, давать себе свободу честного высказывания может много рассказать нам о нас самих.



Даже одна запись в дневнике может напомнить о важном и забытом. Как красиво, когда на улице идет дождь - как давно я не обращал на это внимания. Настоящее, честное искусство (или даже просто живой разговор) способны заставить забыть на время о том, что снаружи и подчиняет себе в том числе детей и животных. Как? Наверное, в этом есть что-то почти магическое, не поддающееся логике. Как будто внутри спектакля между авторами и зрителями создается энергетическая связка, позволяющая комфортно чувствовать себя в этом диалоге с постоянно меняющимися ритмами.


Текст Даниила Храмцова
Фото Даниила Храмцова и Александры Богомоловой

Made on
Tilda