Блог

Лес.Актриса. Прикосновение к кусочку чужой жизни.

Кристина Токарева в спектакле. Фото Димы Мосейко


Лес. Актриса. Прикосновение к кусочку чужой жизни 




«…В Древней Греции театр располагался между Храмом, воздвигнутым наверху, и рынком, находившимся внизу, но дорога, их связующая, была одна. Эта «вертикаль» объединяла «верх» и «низ», Дух и Материю. И роль этой «вертикали» была поручена рапсоду, актеру».




    С этих размышлений Владимира Бибихина о предназначении театра начинается спектакль «Лес. Актриса». Четкое определение всему, что произойдёт позже, дать сложно. Это и экскурс в биографию и переписку великой русской артистки, и исповедь актрисы современной, и философские рассуждения о мифологии, и прогулка по пустынному фойе, и разговор с духами места… Здесь случается разное. Сотрудники и даже аппаратура пространства, в котором происходит действие, успешно и очень живо встраиваются в происходящее, а вернее подстраивают под себя.

Кристина Токарева в спектакле. Фото Евы Пчёлкиной


    В спектакле действительно важную роль играет место. Театр имени Комиссаржевской расположен над тем самым «рынком» — Пассажем, который открывается взору из огромных окон. Эти стены хранят множество историй и легенд и о самой Вере Фёдоровне, которая в 1904 году ушла из Императорского Александринского театра, создала собственную труппу и играла героинь современной драматургии — «Кукольного дома» Генриха Ибсена, «Дачников» Горького, и о контрактной труппе, приехавшей из Москвы в конце 1900-х и обосновавшейся до Революции, и о сложных годах становления советского государства, и о Блокаде, когда продолжалась работа и выходили премьеры… Дом, который слился с городом и его историей, в закоулках и лабиринтах которого легко заблудиться. Вот зовет нас за собой героиня в путешествие по парадным залам.



Такая маленькая и уязвимая на фоне огромного и роскошного мира.




    Она кружится в танце, смотрит прямо в глаза и разговаривает как будто именно с тобой, взывает к тебе. Кто она? Актриса из начала 20 века или её коллега века 21-го?А может быть вообще альтер-эго философа-трактовщика, размышляющего о театре и мифе? Она мгновенно меняет настроения и маски и реагирует на любое, даже малейшее обновление атмосферы: зрителя, театра, даже «Пассажа» за окном. Заглянет в зал если там идет репетиция. Убежит в портретное фойе на минутку, чтобы вернуться с новыми силами. Взлетит по лестнице, увлекая за собой или застынет в задумчивости. Каждый показ разный, потому что на всех совершенно отличается и настроение актрисы, и вопросы и мысли, которые её волнуют, и поведение зрителя, и происходящее вокруг.
Начиная с гротескного, уморительно смешного образа, через некоторое время героиня как будто осознаёт и проговаривает актёрский тезис «от внешнего — к внутреннему» и постепенно становится очень настоящей и откровенной, как будто избавляясь от лишней и давно надевшей маски. Её монолог похож и на исповедь, и на вечный поиск ответа через повторение уже набившего оскомину вопроса, и на мольбу о проявлении внимания. Но через все эти повторы, вопросы, мольбы происходит и принятие решения.
Кажется, что зритель почти подсматривает за процессом этих размышлений, рассуждений и сомнений в замочную скважину, видит проблемы и пути разрешения в пластике, мимике, движении и мизансценах и в какой-то момент уже и сам пытается найти выходы и ответы, соучаствуя и сочувствуя, проявляя то самое внимание.



Актриса Кристина Токарева, автор спектакля, рассказывает, что Комиссаржевская появилась в партитуре не сразу.





    Сначала был долгий поиск «своего» материала, который бы отозвался, в философских текстах Владимира Бибихина, потом появилась проба об актерской профессии, туда вплелась мифология и постепенно из всего этого выросла идея о том, что для показов нужно место со своим «духом». И когда пришла мысль о театре Комиссаржевской, её фигура сразу возникла. И, что самое удивительное, её судьба и вопросы, которые она ставила, очень перекликались с сегодняшним днём. Вера Фёдоровна не любила наигрыш, отходила от стереотипов и искала свой путь и сегодняшний театр, обожала и поощряла молодёжь и современные пьесы, боролась за всё это. Перед каждым показом Кристина подолгу стоит у портрета своей великой предшественницы в фойе и всматривается в её лицо, понимая, как пройдёт спектакль.

    Соавторами в подготовке спектакля стали художественный руководитель проекта «Лес» Борис Павлович и кураторы Екатерина Евсеева и Ольга Каммари. Они помогли при создании инсценировки, благодаря чему невозможно отличить текст написанный Владимиром Бибихиным или письма Веры Комиссаржевской от мыслей сегодняшней актрисы, поддерживали морально и вели переговоры с театром, рекламировали и занимались в огромным объеме незаметной работой ради общей цели — чтобы разговор случился.

Кристина Токарева в спектакле. Фото Евы Пчёлкиной.



    Для каждого зрителя итог разговора может быть своим. Кто-то уйдёт с мыслью о том, что же такое внимание к человеку или предмету, потребление или отдача, включение себя, кто-то будет рассуждать о театре или мифе. Один из зрителей после спектакля рассказал, что сначала пытался СЛУШАТЬ мысли Бибихина и размышлять над ними, а в процессе начал ВИДЕТЬ их отражение, проявление и оживление, как будто прикоснулся к чьей-то жизни. Для каждого участника сформируется собственный путь с блужданиями, бегом по кругу или непредвиденной остановкой. Вероятно, для многих одной из самых важных и актуальных станет проблема слова и молчания.



Настоящее слово не только говорит, но и молчит. настоящей тишины можно добиться словом. Прекратить все можно только словом.





ЛЕС. АКТРИСА

Автор и актриса - Кристина Токарева
Кураторы - Ольга Каммари, Екатерина Евсеева
Премьера состоялась 14.11.2021.
Спектакль создан в партнерстве с театром им. В. Ф. Комиссаржевской.

"ЛЕС" - театральная экосистема, состоящая из 13 спектаклей, вдохновленных трудами русского философа В. В. Бибихина (1938-2004).
Совместный проект Бориса Павловича, Социально-Художественного театра- "Театра СХТ", театральной компании "Разговоры" Фонда "Альма Матер" при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.


Made on
Tilda