Блог

Лес.Ангелина. Кто я и куда я иду?

Ангелина Засенцева в спектакле "Лес. Ангелина". Фото Евы Пчёлкиной.


Лес. Ангелина. Кто я и куда я иду?

"Я всегда по-настоящему одна. Не могу понять другого потому что не могу понять себя."

Из записей в Лесных тетрадях.

На протяжении всей нашей жизни мы сталкиваемся с вопросами.

Иногда локальными, актуальными только сегодня или только для нас. Иногда глобальными, на которые отвечали поколения наших предков и люди во всех частях света и на которые на самом-то деле нет верного ответа.

Прелесть спектакля-грибницы “Лес” состоит как раз-таки в том, что каждая его часть по сути начинается с вопроса, стимула к рассуждению и размышлению человека сегодняшнего о себе, своих целях, мечтах или привязанностях здесь и сейчас. Вероятно, к этому обязывает первоисточник - философия Владимира Бибихина, которая провоцирует раздумья о человеке, времени, месте, молчании или тишине и других, кажется, совершенно непознанных вещах

Проблема, задаваемая в спектакле, может быть вполне локальной, но самое главное - она должен быть чётко сформулированной и личной, близкой автору, иначе высказывание не случится. В процессе репетиций и обсуждений тема может меняться, уточняться или углубляться и в результате такого поиска приходить к конечному результату.

Актриса Ангелина Засенцева пришла в Лес, пытаясь понять "Зачем я? " Вот с такими руками, волосами, носом...


Но прежде чем ответить "зачем", решила осознать "Кто я?" и создала из своих размышлений и философских текстов настоящий стендап в баре.

Помощник в поиске решения - книга "Узнай себя" Владимира Бибихина, полная размышлений о человеке, его предназначении, способах познания мира вокруг. Тексты довольно сложны для восприятия, поэтому для отстранения и снятия серьезности философских мыслей, актриса придумала читать их голосом Эдварда Радзинского.

На репетиции в Доме Радио приносились отрывки, иногда даже конкретные фразы или слова, задевшие или заставившие задуматься и собственные размышления на эту тему. Так постепенно и родилось это исследование на основании самых запомнившихся Ангелине глав книги.

Процесс узнавания начинается с анализа основных, неизменных данных, например, имени или фамилии, а также размышлений о своей семье.

Даже в этом первом приближении к героине мы видим её ироничное, с оттенками чёрного юмора отношение к себе, некое отстранение - например, те же родители называются по именам и их история иногда воспринимается как легенда, рассказ о жизни людей, может быть, с героиней и не связанных, с их любовью, сложностями, радостями и бедами. Безусловно, актрисе в данном случае необходимо было в каком-то смысле отделиться от персонажа - рассказывать про себя на публику очень тяжело, а про своих родных или даже знакомых ещё сложнее.

Ангелина Засенцева в спектакле "Лес. Ангелина. Фото Евы Пчёлкиной.


Встречаются в “Узнай себя” иногда удивительные советы, например: отказаться от самокопания и отвернуться от себя.

Прикрыться маской, очками, гримом - для актёров вполне тривиальная задача. Но когда ты надеваешь маску - это уже не совсем ты. Смещение центра внимания с себя на другого, его повадки или на особенности человека в принципе, его возможности, способности - это хороший инструмент для развития тех же актёрских навыков и наблюдений, требующий огромной концентрации и эмоциональных затрат, но он не совсем позволяет ответить на вопрос "кто я?"

Или ещё один способ определения себя. - найти дело, призвание. "Решиться - значит бросить себя".

Любой человек, который не имеет того, на что себя бросить, является неприкаянным, то есть, лишним.

Бросать тоже можно по-разному - с парашютом, в омут с головой, в путешествия, в учёбу или карьеру. Усердно биться, добиваясь результата, даже иметь успех. Но узнать много нового о себе получается после этого не всегда. Вполне вероятно, что выбранный путь будет ошибочным, не даст человеку осознания, кто он, а только оставит осадок затраченных зря усилий и средств. Не у всех хватает внутренней свободы или смелости, чтобы рискнуть и сделать то, о чем они мечтают.

Постепенно процесс познания себя идет от личного к более глобальному - зачем не только я, но и мои родители, мои предки жили здесь и вот так, почему они такие, почему вообще всё здесь вот так. И напрашивается страшный вывод: мы не очень-то понимаем зачем здесь живём и не очень ценим свою жизнь, привыкли отдавать себя в жертву. Войнам, приказам, вредным привычкам, даже трагическим случайностям.

Ангелина Засенцева в спектакле "Лес. Ангелина". Фото Евы Пчёлкиной. 


И вот из таких маленьких лоскутков: философских цитат и личных историй, песен и шуток с оттенком грусти, рассказов о родителях или знакомых, впечатлений даже последних дней/разговоров и создаётся спектакль. Также постепенно заполняется фотографиями, дипломами или надписями магнитная доска, формируя сложносочиненный образ той самой Ангелины, то, из чего она состоит фактически.

Благодаря иронично-отстранённому способу чтения и сама актриса, и зритель-слушатель как будто легче понимают мысли Бибихина, которые совсем по-другому воспринимаются при голосовом изменении, проявляя свои истинные смыслы. С таким же юмором актриса рассказывает о себе/своем опыте, как будто пытаясь защититься, проверяя свои границы и возможности - насколько далеко она может себе позволить зайти. Требуется огромная смелость, чтобы выйти на незнакомую публику со своими иногда смешными, иногда опасными, иногда до слёз грустными и такими узнаваемыми, почти национальными, но очень личными историями и мифами про любовь и нелюбовь, семью и ценности, национальные стереотипы и традиции, музыку или ситуации, которые случались если не у вас, то обязательно у ваших знакомых.

Безусловно, настолько личное высказывание невозможно без эмоциональной поддержки куратора Юлии Ивановой и команды бара, в котором проходят показы. Непринуждённая атмосфера и искренние истории позволяют даже изначально не зная ничего про Ангелину, проникнуться её жизнью, сопереживать и поддерживать, а ближе к концу захотеть  просто поблагодарить за смелость. Не случайно в лесных тетрадях, где собираются отзывы о спектаклях, можно встретить, например, вот это:


"Передайте Ангелине, что она очаровательная девушка с красивыми волосами. Русалка из Белого Яра.

Вообще кажется, что найден очень хороший способ разговора со зрителем, который хотя бы на короткий период времени смещает его фокус внимания как раз на историю другого, благодаря чему, у него может получиться чуть лучше понять себя.


ЛЕС. АНГЕЛИНА

Автор и актриса - Ангелина Засенцева

Куратор - Юлия Иванова

Спектакль проходит в баре "Lebowski" - Жуковского, 26.

Страница спектакля на сайте "Леса"

 Регистрация в instagram

Made on
Tilda