«В старом немецком доме на улице Грекова – деревянные лестницы и перила. В квартире номер 5, куда мы пришли “как будто в гости”, – кафельный пол в ванной и эркер в гостиной. У этой роскоши есть хозяйка – калининградская художница Ольга Дмитриева. Это она встречает нас как гостей, хотя по большей части мы не знакомы друг с другом, это она рассказывает нам свою жизнь, видя в нас соратников, а не только свидетелей. К нулю сведенная дистанция между хозяйкой и ее гостями, между актрисой и зрителями, между человеком и другими людьми – свойство спектакля “Лес. Свое”, сделанного как часть проекта Бориса Павловича “Лес”, театральной грибницы, проросшей в городах, квартирах и барах наподобие полезной плесени.
Из философа Бибихина, вокруг которого так или иначе крутится весь многосоставной “Лес”, Ольга Дмитриева и режиссер Ангелина Засенцева (она же – актриса и героиня “Лес. Ангелина”) взяли идею про свое как про то, что никем не может быть приватизировано. Свое – это то, без чего ты лично жить не можешь (вероятно, без этой родительской квартиры не может Ольга Дмитриева) и что не может быть при этом кем-то забрано. Но “Свое” – это то, куда может зайти и другой. Вот мы и зашли.
Свидетельский спектакль Дмитриевой, где она – и героиня, и донор, и исполнительница, – это монтаж из разных фрагментов ее детской, отроческой и взрослой жизни. Игра в войнушку во дворе, где никто не хотел быть “немцем”, прекрасная жизнь на океане с родителями, которых отправили на Кубу строить будущее, попытки заработать в 1990-е на рисовании букетиков. Актриса-свидетель стоит перед нами во всей своей непосредственной и ничем не украшенной самости. Передвигает пополам сложенные листочки, обозначая “место действия” – Россия, Куба, Калининград, Германия. “Припоминает” еще и еще эпизод. Ждет, пока на экране старого телевизора пройдет сюжет про распад СССР. Или споют (Газманов) песню про балтийское побережье.
В тривиальности жизни нет ничего дурного – наоборот, из тривиальности она и состоит, вопрос в том, как смотреть на обычное. Необязательно для этого быть художницей – Ольга Дмитриева, пригласившая нас в гости ровно по заветам своего сына, предлагавшего ходить в гости ко всем 120 миллионам граждан РФ, открывает способность разглядеть в простом – сложное, в мимолетном – вечное, в бедном – прекрасное. В конечном счете, сравнивая реальность телесюжета, запечатлевшего “историческое”, с домашней, приватной реальностью частного человека, я выберу второе. Его хотя бы можно сохранить, а телевизор нужно просто выключить».
— Кристина Матвиенко